Замедлить темпы инфляции в Беларуси можно по известным рецептам. Но белорусскому правительству мешает боязнь социального взрыва и необходимость признать нынешний экономический курс ошибочным, уверены эксперты.
О намерении предпринять все меры по сдерживанию инфляции заявил недавно министр экономики Беларуси Николай Снопков. Однако пока эксперты констатируют расхождение между его словами и реальными действиями.
Цифры и намерения
Продовольственные товары в июле 2011 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года подорожали на 53,5 процента. Непродовольственные товары - на 55,6 процента. Цены производителей промышленной продукции в годовом исчислении увеличились на 72, 9 процента.
Чтобы замедлить инфляционные процессы, надо четко понимать, что влияет на рост цен. "Цены растут, когда в экономике наличных денег больше, чем она заработала", - заявил на заседании правительства глава министерства экономики Николай Снопков.Меры по преодолению инфляции известны и студентам экономических вузов. Однако описанные в учебниках рецепты входят в противоречие с реальным политическим и экономическим курсом белорусских властей, утверждают эксперты.
Замкнутый круг?
Сдерживание инфляции чревато ростом социальной напряженности, напоминает прописную истину экономист Лев Марголин. Привыкшие к определенному уровню жизни белорусы не хотят мириться с ухудшением своего положения, и у властей есть все основания опасаться открытых протестов.
В нынешней системе управления экономикой, замечает Марголин, есть возможность лоббировать рост зарплат определенных социальных групп, "и это постоянно делается". Политические соображения превалируют над экономической целесообразностью, констатирует аналитик.
Власти и далее будут пытаться поддерживать на минимально приемлемом уровне доходы населения, что неизбежно означает включение печатного станка и следующие витки инфляции, прогнозирует развитие ситуации экономист Леонид Злотников.
Полшага вперед и два назад
Признавая необходимость поддержать наиболее незащищенные слои населения, Злотников напоминает о классических мерах сдерживания инфляции: жесткая кредитно-денежная политика - отказаться от повышения зарплат, сокращать бюджетный дефицит. Правительство это делает, по выражению Злотникова, потихоньку.
Между тем, инфляция в Беларуси обусловлена, скорее, не бюджетным дефицитом, а дефицитом текущего счета платежного баланса. А он остается отрицательным. За пять месяцев 2011 года – 4,6 миллиарда долларов или восемь процентов от ВВП, констатирует Злотников.
Признание ошибки – необходимое условие
Лев Марголин обращает внимание на то, что правительство, наряду с действительно необходимыми мерами по защите малоимущих слоев населения до сих пор так и не отказалось от финансирования государственных программ и проектов явно не первостепенной важности в нынешней ситуации. Например, финансирования каких-то производств и сомнительных с точки зрения рентабельности предприятий.
Самое главное - без этого и думать нечего о сдерживании инфляции - признание нынешнего экономического курса ошибочным. А это труднее всего дается белорусскому руководству, резюмирует Лев Марголин. По его словам, "затягивать пояса можно, но не до бесконечности, и здесь опять все упирается в так необходимые Беларуси реформы".
Опубликованные новости принадлежат автору или источнику, ссылка на который стоит в конце каждой новости. Ответственность за правдивость информации, содержащейся в статьях новостей, админитсрация портала "vborisove.com" не несет, и мнение владельцев сайта может не совпадать с мнением автора статьи. Все претензии относительно транслируемых новостей можно выразить их автору перейдя по ссылке, которая опубликована внизу каждой новости.
Поделиться новостью в социальных сетях